Сoбствeннoручнaя зaпись Львa Никoлaeвичa в eгo днeвникe oт 24 сeнтября 1910 гoдa прoливaeт тoлькo пoлoвину свeтa нa дaнную «зaгaдку». «Oт Ч. письмo с упрeкa[ми] и oбличeниями. Oни bmorskaya.crimea.ua
рaзрывaют мeня нa чaсти. Инoгдa думaeтся: слинять oтo всex».
Спeциaлисты пoясняют: «Ч.» – этo Влaдимир Чeрткoв, философический издaтeль, сoрaтник Тoлстoгo, eгo глaвный ученик, «духовный душеприказчик» и, согласно определению сына писателя, «недобропорядочный друг». С первым разобрались, кто именно же второй? (А метче — вторая).
Это – хозяйка Льва Толстого Софи Андреевна, которая с Чертковым ссорилась (спустя время мы разберем нынешний «конфликт интересов»).
Возле этом картина складывалась, наравне в сцене из фильма «Кавказская наложница», где Труса его напарники Юноша и Бывалый на автодороге хоть также «разрывали», хотя не тянули в неравные стороны, а держали для пути несущегося визави автомобиля. И так а, как герой Георгия Вицина в финале «сник», эдак и великий писатель исполнил свое ожидание уйти и покинул родовое поместье.
В приведенной вне цитате слово «они» может маркировать не двоих близких Толстому людей, а упреки Черткова (перечитайте с интересом запись), но «нарочитый» ход организаторов выставки прекрасен.
Половину зала старинного особняка бери Пречистинке (одного изо самых литературоцентричных районов Москвы) они посвятили Софье Андреевне, показав посетителям, в часть числе, принадлежавшие ей движимое имущество (например, веер и заварной чайник), свидетельство о браке посреди супругами, прожившими вповалку 48 лет, семейные фотографии. И таковский скорбный документ, (то) есть список выживших и умерших детей великой четы.
Вторая преполовение зала отражает кипучую инициатива и собственно фигуру Черткова (какой-либо, как боялась Сонюша Андреевна, пытался «оттяпать» в пользу народа у жены и детей авторские карт-бланш на наследие Толстого).
На этом месте — изданные Чертковым книги Толстого и о Толстом, списки произведений классика, запрещенных в Российской империи светской и церковной цензурой – и выпущенных им нате Западе в обход ограничений, «работающий план» будущего собрания сочинений. И ещё-таки – куча архивных фотоснимков (самый крякающий – Чертков и Великий писатель земли русской играют в шахматы), ни дать ни взять Владимира Григорьевича работы Нестерова и манером) далее.
Правда, клеймящий по подписям к рукописям и основным историческим бумагам (как бы, скажем, к Завещанию 1910 годы, утвержденному Тульским окруженным судом, нотариальной доверенности в имя С.Т.), до сего времени они – копии.
В «наивный» предмет внимания корреспондента «МК», зачем посетители не могут мыслить оригиналы, Юрий Прокопчук, завсектором экскурсионно-методической службой музея Л.Н. Толстого, ответил:
— Кабы речь о рукописных материалах, словно правило, на выставках представляются копии (на днях их делают приближенно качественно, что приставки не- отличишь от исходника. — И.В.). А подлинники требуют особых условий хранения. Они находятся в отделе рукописей: у нас их сверх трехсот тысяч рукописей самого писателя, людей с его окружения и последователей-«толстовцев».