Нынeшний дирeктoр Трeтьякoвки Зeльфирa Трeгулoвa oкaзaлaсь xитрee и oстoрoжнee Вaлeнтинa Рoдиoнoвa и нe стaлa встaвaть в пoзу. Oнa вoврeмя ушлa в oтпуск, a пoдпись нa рaзрeшeнии o выдaчe «Трoицы» пoстaвил ee зaмeститeль Ринaт Шигaпoв, oтвeчaющий в музee зa стрoитeльствo и рeмoнт. Oт прикaзa, спущeннoгo в музeй с Министeрствa культуры, впрoчeм, нe тaк-тo прoстo oткaзaться, вeдь всe экспoнaты Трeтьякoвки вxoдят в музeйный фoнд РФ, тo eсть принaдлeжaт гoсудaрству.
Гoвoрят, сoтрудники oтдeлa дрeвнeрусскoгo искусствa пытaлись встaть гoрoй зa дрeвний пaмятник, нo увидeв, чтo рукoвoдствo умывaeт цыпки, пoняли: бороться задаром. Формально министерство был в праве распоряжаться фондами числом своему усмотрению, вопреки на все рекомендации и предписания специалистов, в чьем попечении находится чудак. Сейчас ситуация безлюдный (=малолюдный) та, что подле Ельцине, когда следовать хранение «Троицы» в стенах музея ратовал бывалошный министр культуры Егор Мелентьев, который и добился приема у президента. Пассаж же с Родионовым случилась, в некоторых случаях Минкультуры возглавлял Сашуля Авдеев — дипломат с тонким вкусом и пониманием художественной сокровище культовых предметов.
К слову, около Авдееве произошла показательная прошлое с иконой Торопецкой Божией Матери, которую в 2009 году вывезли — вдругорядь с большим скандалом и протестами искусствоведов — изо Русского музея в новенький костел Святого Александра Невского в коттеджном поселке «Княжье озеро». Будто на время. При всем при том древний образ, тот или другой одни ученые датируют XII веком, прочие — началом XIV, так и мало-: неграмотный вернули музею, хоть еще несколько парение кряду ГРМ бил тревогу и настаивал возьми возвращении хрупкого экспоната. Же икона так и осталась в церкви подле коттеджном поселке и в итоге была исключена изо фондов Русского музея.
Со временем получай иконе появились трещины. Будто, что Авдеев сделай так на этот взаимные уступки, чтобы сохранить некоторые хрупкие иконы в музейных условиях. Теперь «просьбы» РПЦ — в приказном тоне. Благоп компромиссов прошло.
«Троицу» вывезли с Москвы в Сергиев Пригород в ночь с 16 для 17 июля. Официальное передача Третьяковки на сейте счет появилось, только лишь когда икона была доставлена в лавру. Что, как позже выходит известно, вопрос обсуждался паки (и паки) с мая, а 12 июня Минкульт прислал в Третьяковку заповедь на выдачу иконы «в исключительном порядке».
Приватность логистики перевоза «Троицы» связана безвыгодный только с беспрецедентностью ситуации и волнениями окрест сохранности памятника, так и с условиями договора страхования, как сговорились которому информация о времени транспортировки маловыгодный должна никуда прососаться. Везли «Троицу» под покровом ночи, чтобы избежать пробок, получай спецтранспорте с мягкой подвеской, а в Троицком соборе ее разместили в особой капсуле, которая должна заручиться необходимый температурно-влажностный строй, пока образ, приписываемый кисти Андрея Рублева, находится в Троице-Сергиевой лавре.
По части завершении празднования 600-летия обретения мощей святого Сергия Радонежского с участием множества паломников и патриарха Кирилла «Троицу» обещают самым бережным образом притащить назад в музей. Наши дни отправки опять но засекречено — согласно тем а правилам. Но, в соответствии с идее, отправить ее отдавать в Москву должны вечерком 18 июля. Однако, искусствоведы не бог-то верят в ведь, что меры предосторожности уберегут статуя от повреждений.
Аж небольшие колебания могут затребовать необратимые утраты красочного слоя, вздутия и трещины, а чай от первоначальной рублевской «Троицы» и этак осталось немного. С момента ее создания (точно по одной версии, в 1409–1411 годах, по части другой версии — в 1422-м) икону мало-: неграмотный раз подновляли, ведь есть записывали свежей краской (наравне минимум 4–5 раз). А в начале ХХ века хранитель красоты Василий Гурьянов вынул икону с золотого оклада, в котором симпатия находилась со времен Ивана Грозного, снял порядком слоев поздних наслоений, так вместе с тем стер и пай авторской живописи.
А после того записал икону сызнова и вернул в иконостас. В 1918 году восстановитель Юрий Олсуфьев опять снял наслоения, как-никак полностью отделить сфумато Рублева от паче поздней невозможно. К реставрации, еще более продуманной и аккуратной, возвращались никак не раз. С 1929 годы икона находится в Третьяковской галерее, идеже ее регулярно обследуют. Таким (образом же регулярно специалисты проводят реставрационные советы, идеже докладывают о последних исследованиях и выводах вдоль сохранности культурного объекта.
Подробное разыскание в 2010 году делал завкафедрой реставрации темперной живописи факультета реставрации живописи Института реставрации (ГосНИИР), мастак, художник-реставратор высшей категории Вика Баранов. В конце своего доклада спирт сделал вывод о томишко, что состояние сохранности «Троицы», невзирая на всю ее сложную историю бытования, годится. Ant. нельзя назвать «в целом хорошим».
— Я надежно изучал «Троицу» в навал лет назад. Новейший раз смотрел не вдаваясь в существо дела, но мелкие детали — трещины, которые со временем образовались, — было заметно. Вообще, есть общие рекомендации, которые нравоучение выработала, что впору перевозить, что нет возможности. Сейчас у меня в закромах вводных данных о состоянии «Троицы», пусть обстоятельно говорить. А чем древнее монумент, тем с большим благоговением к нему надо бы относиться — оберегать, не хуже кого старика, — осторожно говорит «МК» восстановитель и рекомендует заглянуть в запись последнего реставрационного совета в области поводу «Троицы».
Таковой состоялся в конце мая сего года. Согласно выводам искусствоведов-реставраторов, порядок иконы «спокойное». Впрочем «даже кратковременное ухудшение условий хранения» может «катастрофическим образом притворяться на дальнейшем состоянии древнего хрупкого памятника». Здесь стоит вспомнить о фолиант, как «Троица» несравненный раз после эвакуации в годы Великой Отечественной войны покидала стены старой Третьяковки, с тем чтобы проехать считаные метры и попасть в Новую — получай Крымский Вал — в целях участия в выставке «Европа—Россия—Европа».
В результате глава доски была смещена, и икону пришлось отремонтировать. Словом, научное общество в шоке от вояжа шедевра русского Возрождения в Троице-Сергиеву лавру и с трепетом ждет ее возвращения. А к тому же больше опасается точно по поводу того, кое-что нынешняя поездка — не более чем «пробный шар», и икону могут навечно забрать из Третьяковки, чисто это случилось с Торопецкой Божией Материю.
Тем временем к Троицкому собору выстроилась многокилометровая хвост — часов на пятерка. Некоторые паломники теряют покаяние от длительного ожидания. Икону охраняет Вотан охранник с суровым в фас. На иконе в осязательный стеклянной витрине видны «заплатки», которые, самоочевидно, сделали реставраторы, готовя ее к сложному путешествию. И часа) непонятно, чем чтобы «здоровья» рублевских ангелов обернется текущий оглушительный бенефис.
«Троица» Рублева в Троице-Сергиевой лавре: кадровый состав перемещенной иконы
Как хочешь фотогалерею по теме