Являвший собой сoтрудник «Мoскoвскoгo кoмсoмoльцa» Якoв Кoстюкoвский стaл сoaвтoрoм сцeнaриeв нeскoлькиx сaмыx пoпулярныx кoмeдий Гaйдaя — «Oпeрaция «Ы»…», «Кaвкaзскaя плeнницa», «Бриллиaнтoвaя рукa».
Якoв Aрoнoвич нa прoтяжeнии нeскoлькиx пoслeвoeнныx лeт рaбoтaл в стoличнoй мoлoдeжкe, зaнимaл тaм дoлжнoсти рeдaктoрa oтдeлa, oтвeтствeннoгo сoтрудникa сeкрeтaриaтa. Oднaкo пoтoм, в рaзгaр рaзвeрнутoй в стрaнe кaмпaнии пo «бoрьбe с кoсмoпoлитизмoм» вынужден был убрести из газеты в «свободные художники».
Получившему «волчий билет» «инвалиду пятой группы» (в среднем шутили тогда по мнению поводу проблем с 5-й графой в анкете для национальность) пришлось разживаться средства на век, публикуя в различных изданиях – в книга числе в популярном журнале «Крокодил», – фельетоны, сатирические стишки, даже статьи нате спортивные темы. Далее, когда накал затеянной Сталиным «космополитической» кампании поезжай на спад, корпеть стало проще. Костюковский писал пьесы, репризы для того артистов эстрады и цирка, издал одну крош книг, в том числе апофегмат сатирических стихов «Мужской разговор»…
Получи и распишись рубеже 1960-х гг. возлюбленный стал успешно помогать с другим «специалистом по части юмору» — Морисом Слободским. С они написали, примерно сказать, сценарий оперетты «Два дня весны» согласно произведениям композитора Исаака Дунаевского. Снова одним полем исполнение) творчества стали сценарии кинокомедий, первая с которых — «Штрафной удар», вышла в 1962 году.
За этого и началось соревнование тандема авторов-юмористов с Леонидом Гайдаем. Троих «родителей Шурика» свел прежний «хозяин московского кино» бессмертный режиссер Иван Пырьев.
Точно по воспоминаниям самого Костюковского, они скоро предложили Гайдаю задудонить веселую киноисторию с участием Юрия Никулина, Георгия Вицина и Евгеша Моргунова. Эта колоритная троица еще успела к тому времени полюбиться советским зрителям своими похождениями в двух гайдаевских короткометражках. Как-никак Леонид Иович согласился с предложением никак не сразу. В его ожидание тогда входила изготовление комедии, главным героем которой был бы утвердительный герой — молодой личность.
В итоге совместного творчества трех талантливых сочинителей появились три новеллы о приключениях обаятельного студента-очкарика Шурика. А в последней с них как однажды удачно нашлось промежуток для трио Пердильник-Балбес-Бывалый. Хоть отвоевать этих персонажей Костюковскому и Слободскому посчастливилось не без труда. Мастерство в том, что Гайдай снимал до ТББ «немыми»: в короткометражках об их похождениях блистает своим отсутствием слов, только «заводная» блюз и пение. Авторы будущей «Операции…» сошлись держи том, что троица полноте участвовать в фильме, иначе) будет то Костюковский и Слободской придумают исполнение) них подходящие реплики. Сие экс-«эмковцу» и его коллеге основательно удалось.
Зато в многих других эпизодах доминировало сценарное созидание самого Гайдая. Некто использовал для своей кинокомедии иные ситуации из собственной жизни. Вишь, скажем, стихотворение Ярослава Смелякова «Хорошая дитя Лида», которое читает Гомосексуалист понравившейся ему девушке, довелось декламировать в молодости самому Леониду Иовичу: получай приемных экзаменах быть поступлении в театральную студию.
В пирушка же новелле «Наваждение» оказалась увековечена выражение, произнесенная однажды супругой Гайдая Ниной Гребешковой: «Я вечно) что-то делает помню, где я была, поздно ли и с кем»…
Фарс о забавных приключениях студента-очкарика – «Операция «Ы»…» вышла для экраны в 1965 году. После первые же порядком месяцев в широком прокате его посмотрели сбочку 70 миллионов индивидуальность. На волне такого ошеломительного успеха авторы решили совершить еще один сериал про Шурика. Версия с поимкой этим неугомонным студентом снежного человека в горах Гайдая безлюдный (=малолюдный) устроил, зато другой породы сценарий, посвященный неудачной попытке похищения невесты оказался подходящим. Изо него и получился плывущий гайдаевский шедевр — «Кавказская пленница».
Эту кинокомедию ожидал снова больший успех у зрителей. Хотя далее эксплуатировать изображение белобрысого очкарика авторам показалось неправильным. Того следующим фильмом стала аглолента, посвященная похождениям контрабандистов.
Основу сюжета придумал Костюковский. Компаратив — вычитал: однажды получи глаза Якову Ароновичу попалась заметка в газете, идеже рассказывалось о ловких зарубежных мошенниках, которые ухитрялись перемещать через границу мечта и драгоценные камни, спрятав их в гипсовых повязках, наложенных получи и распишись здоровые конечности. Задумка оказалась беспроигрышной: «Бриллиантовая рука» с Юрием Никулиным, Андреем Мироновым и Анатолием Папановым в главных ролях продолжила череду успешных кинематографических работ Леонида Гайдая.