Дeрeвяннaя Рoссия. Искoннaя. Дeрeвo издрeвлe былo oснoвным стрoитeльным мaтeриaлoм нa Руси. Избы рубили дoбрoтнo – брeвнo к брeвну. Нa крышax рeзaли кoньки, куриц, фaнтaстичeскиx звeрeй.
Сeгoдня русскoe дeрeвяннoe зoдчeствo сoxрaняют в музeяx пoд oткрытым нeбoм. Сaмый знaмeнитый с ниx, нaвeрнoe, Кижи, oднaкo эпицeнтр стaрoгo дeрeвяннoгo искусствa – Урaл. В 43 км oт Пeрми мoжнo увидeть aрxитeктуру Прикaмья с сaмыx рaзныx угoлкoв рeгиoнa, oт дeрeвяннoй кoлoкoльни 1702 гoдa, сaмoй стaрoй с сoxрaнившиxся в мирe, дo избушeк, усaдeбныx дoмoв, Пугaчeвскoй стoрoжeвoй бaшни и пeрвoй пoжaрнoй стaнции.
В Xoxлoвку нaчaли свoзить пaмятники aрxитeктуры рeгиoнa в 1969 гoду. Рeстaврaтoры aккурaтнo рaзбирaли пoстрoйки нa мeстe, нe зaбывaя нумeрoвaть брeвнa, и сoбирaли пaмятники ужe здeсь – нa пoлуoстрoвe Вaрнaч. Прoшлo пoчти 20 лeт, прeждe чeм музeй oткрыл свoи двeри исполнение) ширoкoй публики. Пeрвый «неподвижный» музей Урала начал гнуть горб в 1980-м году.
– После путеводитель вы можете отмстить только наличкой: вчера в классу разряд попала, ждем ремонтные службы, безлюдный (=малолюдный) дождемся… – стеснительно тупя в настил глаза, говорит девушка в сувенирном магазине. Они (в, в 43 километрах от Перми, в глубинке с одним магазином и кафешантан на село, привыкли к природным катаклизмам. Поле такое. Особенное. Мистическое.
Бери территории музея в Хохловке повально деревянное. Путеводитель за наши деревянные – 200 рублей. Его главы украшены макрофотографиями деревянных срубов, который придает нужный шарм предстоящему погружению в мiровая старины. Здесь и правда думается совершаешь путешествие в прошлое – ни дать ни взять на машине времени. После бревенчатыми стенами музея паки (и паки) чувствуется цивилизация: идут работы до кладке асфальта – делают дорожка для пешеходов, пока механизмы продолжают разгонять пыль старой дороги. Же на территории музея – целомудренность и все только из дерева. Дощатые дорожки, бревенчатые избушки, приземистые церквушки.
Скансен в Хохловке основали на три возраст позже, чем музей-резерват Кижи, и в один год с деревянным музеем в Суздале. В конце 1960-х в Совдепия, как бы сейчас сказали, был шумиха на экотуризм. Реставраторы научились «затормаживать» деревянное зодчество. Выдающийся плюс для туриста в музее Хохловки – закономерный размер: 43 га неспешной вдумчивой прогулки точно по загадочной деревне как в один из дней займут большую часть дня, всё ещё и останется время окунуться в речке. В Кижи но нужно ехать на серия дней, а музей в Суздале, вразрез, обойдешь за полчаса, и кроме толку – там избушки вроде на витрине, игрушечные. Тогда другое – чувствуешь себя сталкером у подножия Уральских гор.
Переносишься нате пару столетий назад. Идешь по части деревенской улице, заглядываешь в в родных местах. Кажется, вчера здесь жили персонал: вот их чашки, ложки, хламида… И жили они дочиста не так, как пишущий эти строки сегодняшние. Без мобильных телефонов, Интернета, супермаркетов. Затем чтобы носить платье, нужно беспричинно его сшить. В одной изо избушек находим выставку в соответствии с этому поводу – «С поля льна до полотна». В этом месте представлен весь процесс производства со во всех отношениях набором инструментов – они занимают всю комнату усадьбы Баталова 1870-80 гг. (для того сделать ткань, нужно маловыгодный только поле льна, да, например, вороб для перематывания нитей с мотание или в клубки, тюрик чтобы сматывания нитей с вороба, расческа для чесания льна и шерсти (короткие волокна отделялись с более длинных) и так а там… Синильной мастерской с набором загадочных приспособлений отдан обособленный угол. Любой предмет быта, шамовка в то время – окончание кропотливого труда. Одежда, (машинное, хлеб, соль – трендец своими руками.
Мы в доме зыряне-пермяка Павла Кудымова с деревни Яшкино Юсьвинского района – тогда все просто, скромно, жестоко. Усадьба построена из сосновых бревен «в обло» – древнейшим приемом в русском срубном строительстве минуя гвоздей. В доме печь, которую топили числом-черному (без дымохода), жертвенник, пара лавок и полка по-над входом, там спали (дитя. Во дворе – подпол, банька, загон для животных, сеновал, ледничок. Из сеней есть уход на скотный двор и в светлицу. И старый и малый как у людей. Это человек (с достатком дом.
Мы путешествуем ровно по улице из старинных изб – и у каждой своя рука судьбы. В одной из них удивляешься росписям прядок неужели заборов – пермскому звериному стилю, ведущему свою историю сызнова с языческих времен. В другой – изяществу сруба, идеже каждое бревнышко не невзыскательно идеально прилажено к другому, углы внутри избы закруглены, так почему кажется, что ты в каком-ведь уютном яйце.
Покой невидимых жителей хранит сторожевая башенка – она стоит превыше, за домами. В народе ее прозвали Пугачевской. Иным часом-то такую башню возвели в (видах защиты города Кунгура с его знаменитыми пещерами, ее осаждал Пугачев. Бесстрастно башня называется Спасской, сие остаток Торговижского острожка – деревянной крепости, имевшей, точно по разным данным, от 5 накануне 8 башен, соединенных забором. В 1671 и 1708 годах фундаментальность благополучно выдерживала осады. Же в 1899-м ее уничтожил пожаротушение, и жители села возвели новую башню, которая нынче оказалась здесь.
Рядом с башней – ледяной храм – Преображенская санта-кроче. Построена в 1702 году в селе Янидор Чердынского района Пермского края. С 1939 годы не действовала, в здании размещалось амбар, позже церковь была перевезена в «Хохловку».
Безвыездно три части церкви – столовая, храмовая и алтарная – размещаются получи и распишись одной оси. Постройки такого вроде называют «кораблем». «Редкостно завершение храмовой части церкви: в высокую клинчатую кровлю поставлена крещатая толстый с главкой. Завершение клинчатой кровли крещатой бочкой – единственное в своем роде камея на сохранившихся постройках русской архитектуры», – пишут архитекторы об этом здании. Сие самый древний деревянный здание региона. Дорожка от него петляет вновь выше – в лес. Держи его кромке путников встречают резные фигуры – охранники святого места. Старинная колоколенка располагается в верхней точке мыса, по слухам, в древности здесь творились мистические имущество. Теперь колокольня немного наклонена, якобы знакомая всем, Пизанская.
С святого места, где и да веет чем-то потусторонним и капля (в море) кружится голова, через сооружение мостки ведут вниз – к избушкам, пожарной станции, охотничьему домику с лабазом, и целому соляному заводу – самой таинственной и прекрасной части парка-музея.
Деяния Урала напитана драмами – о Ермаке и Пугачеве, зоне 36 и ведьминых лесах, а соляная страница Пермской летописи – особенная. То-то и оно горы, невысокие, но богатые ресурсами, постоянно привлекали людей в это промежуток. Особенно богаты соляные запасы Урала – карстовые породы хранят эйдетизм о древней земле.
На берегу реки Хохловки и Камы сохранен соляной странность – родом он с Верхнекамья. Одна из «ящеек» огромного Усть-Боровского солеваренного завода переехала в нынешний музей и разместилась в уютной лагуне, идеже можно прогуляться по набережной и аж поймать вай-фай в специальной лавочке. Или вкусить малины с куста – тута же, не отходя ото Интернета. Такие атрибуты современности в деревне прошлого выдергивают с прошлого в реальность.
В этой точно законсервированной истории ты и чего греха таить сталкер. У тебя есть шанец слушать тишину завода, какой-никакой будто бы только что же затих, представлять тот незначительный амбар, наполненным солью, пошляться тенью среди это старого таблица, потухшего навсегда. И все но после нескольких часов прогулки числом деревянной деревне кажется, точно вот-вот из какого-ведь дома раздастся крик младенца тож ворчливой жены. Но в помине (заводе) нет, атмосфера в музее под открытым небом – медитативная. Сие и есть главный секрет места: лад деревянного зодчества и первозданных пейзажей – просторов речной глади, лесистых холмов, скалистого залива, еловых и березовых рощ, зарослей можжевельника, рябины, черемухи…