Бoльшoй тeaтр, зaвeршaя сeзoн, вычeртил свoи пoстoянныe вeктoры, oтчитaлся o сoxрaнeнии нaслeдия, прeдстaвив гeндeлeвскoгo «Aриoдaнтa» в пoстaнoвкe Дэвидa Oлдeнa, и пoкaзaл «Чaйку» — нoвый спeктaкль, нaд кoтoрым рaбoтaлo триo в сoстaвe xoрeoгрaфa Юрия Пoсoxoвa, рeжиссeрa Aлeксaндрa Мoлoчникoвa и кoмпoзитoрa Ильи Дeмуцкoгo. Любoпытнo, чтo «Aриoдaнт», сoздaнный три с лишним вeкa нaзaд, выглядит aктуaльнee сeгoдняшнeгo бaлeтa. И дeлo (тутовое нe в кoнцeпции, a в личнoй oтвeтствeннoсти aвтoрoв.
Пoмнится, кoгдa Бoльшoй oбъявил o пoстaнoвкe «Гeрoя нaшeгo времени», я удивилась: лешего) к композитору и хореографу присоединился постановщик? Посохов режиссерскими навыками владеет паче чем успешно, да и позволяется ли в балете разделить режиссера и хореографа? Оказалось, есть. За «Героем» последовали «Нуреев» с тем а составом создателей, а потом и «Чайка» за Чехову, где на режиссерской вахте маститого Кирилла Серебренникова заменил молодой, же уже продвинутый в плане спектаклей и премий Саня Молочников. Сюжеты и герои у сих балетов, естественно, разные, а вишь формат приложения творческих усилий точь-в-точь такой. Драма и хореография существуют порознь друг от друга. Что надо это или плохо? В данном случае, знать, хорошо для Посохова, каковой не отвлекается ни держи что, кроме движения. В нем симпатия мастер: умеет увлечь самоценным и самодостаточным хореографическим материалом, к тому но отлично исполненным — в ведущих и малых ролях заняты до чрезвычайности звезды.
По большому счету один, дуэты и ансамбли «Чайки» не грех показывать отдельно, они так себе не потеряют, более того — приобретут: безграмотный потребуется отвлекаться на поясняющее осуществление. Будут там любовь, вдохновение, нежность, сомнения, безысходность — одним словом, все, ради чего люд придумали искусство. Для зрителей, которые ходят бери балет за танцами, сие безусловный плюс. Но, затем что заявлена история, хотелось бы пробовать, о чем она рассказывает.
А рацея тут, если судить объединение драматической составляющей, о том, что-нибудь некоему городскому хипстеру-акционисту понравилась сельская деушка, та еще штучка. Тормозят ее приучение зануда-мать и старший собрат, тоже претендующий на уход юной особы. Лирической истории аккомпанируют селяне (который большой спектакль без кордебалета?), на развлечения балетоманов имеются один или два собак, которых кинолог водит изо кулисы в кулису, и разные, делать за скольких правило фриковатые, персонажи. Все эта публика большей в известной мере используется для фона и безграмотный мешает хипстеру устроить очередную акцию с поджогом трактора и кроме пару перформансов. В финале бывшая черемша отправляется своим путем, а у героя кадр (дорога) буквально уходит с-под ног (как опять-таки трактовать взмывающие вверх дубы с метровыми корнями?).
Наворотов без) (счету — знай включай воображение и с через атмосферной хореографии домысливай в таком случае, что за ними есть расчет. Однако, как ни старайся, танцевальное с драматическим глазом не моргнув не совмещается. По выходе с балета уносишь приятные реминисценция о первом и раздражение по поводу второго, так есть почти когнитивный дисгармония. В преодолении его могла бы помочь кантри — но не помогает, даже если сочинение Ильи Демуцкого, которого еще можно назвать Людвигом Минкусом наших дней, (и) еще как неплохое. Этот композитор вовек не поставит подножку танцовщикам. Ради оркестровыми поливами четко слышны незыблемые «ум-ца» и «ум-ца-ца». В так же время Демуцкий умеет выругать в проверенные формулы какую-нибудь креативную синкопу и насытить партитуру аллюзиями получи множество стилей. Казалось бы, хана есть в этой музыке, а нет в ней одного — сильного, убеждающего и побеждающего и, самое костяк, объединяющего авторского начала. Чисто нет его и у спектакля. Ноль без палочки из его создателей неважный (=маловажный) захотел взвалить на себя такую громадную серьезность.
Что касается «Ариоданта», в таком случае там вся ответственность возложена нате Георга Фридриха Генделя. Порнограф Дэвид Олден своей главной задачей счел соблюдение композитору, и, возможно, поэтому постановка со всеми его достоинствами и просчетами воспринимается цельным и завершенным. Изо недостатков оперы первым и основным позволено назвать ее продолжительность. Одиссея невинно оклеветанной героини, инфернального злодея и заглавного героя, первым (делом уверовавшего в клевету, но, к счастью, в самую пору прозревшего и обеспечившего хеппи-энд, длятся четверик часа.
Для нынешнего зрителя, дай вам он даже трижды любящий музыкального барокко и Генделя, сие многовато. Приходится следить, точно певцы неспешно двигаются через одной замысловатой арии к разный, справедливо полагая их главным элементом поведение, а собственно историю Ариоданта и Гиневры — нежели-то вроде приложения к потенциал попеть в свое удовольствие.
(ясное, если бы режиссер сократил постановка раза в полтора, то и сюжетец смотрелся бы выигрышнее. Так прелесть барочной оперы оказалась бы непоправимо утерянной. Эдак что спасибо Олдену, какой вопреки опасениям недосчитаться в финале части зрителей постоянно же поставил не ужасник в современном духе, а старинный вечер в костюмах. Разумеется, отдельные режиссерские завлекалочки в виде мигрирующего купола-корабля и галлюцинаций героев в исполнении мимического ансамбля на этом месте присутствуют, но особой роли далеко не играют. Главным остается музыкальное применение.
Работа оркестрантов под управлением итальянского музыкант Джанлуки Капуано выше всяких похвал. Певцы им по-под стать, а исполнитель партии Полинесса, галльский контртенор Кристоф Дюмо, достоин отдельного спектакля. Сие тот редкий случай, идеже вокальное и актерское дарования сливаются в счастливом единстве. Каждая знак, шаг и жест этого барочного Яго с зашкаливающим дьявольским обаянием — изделие органичного существования в роли.
«Ариодант» стал третьей оперой генделевского цикла Большого театра, до самого этого были «Роделинда» и «Альцина». Итого у композитора 42 оперы. Большому, разве он желает усовершенствоваться в барочном мастерстве, уплетать из чего выбирать.
Оригинатор — доктор искусствоведения, профессор, вычитчик отдела культуры «Известий»
Позировка редакции может не соприкасаться с мнением автора