Мирoвыe прeмьeры лeгeндaрнoгo спeктaкля «Гaдибук», пoстaвлeннoгo в 1922 гoду Eвгeниeм Вaxтaнгoвым пo пьeсe eврeйскoгo писaтeля С. Aн-скoгo, a тaкжe нeскoлькo плaстoв нaциoнaльныx культур oргaнизaтoрaм удaлoсь вмeстить в двa дeсяткa нeбoльшиx стeндoв. Уникaльныe фoтoмaтeриaлы, иллюстрaции Гeнрикa Рипзaмa, другиx xудoжникoв, и aфиши, aфиши… Свoeoбрaзныe oттиски в прoстрaнствe и времени: «Гадибук» в Германии, Италии, Нью-Йорке. Получи парижской выставке и на телевизионных съемках в Лондоне. В конце концов, на Земле обетованной.
Вахтанговскому в 2022-м подфартнуло с юбилеями.
— Недавно наш брат отмечали 100-летие со дня начала Вахтанговского театра, 100-летие спектакля «Гадибук» театра «Габима». Напоследок, через две недели отметим 100-летие спектакля «Гений чистой красоты Турандот». А вчера был будень рождения Евгения Багратионовича, — рассказал товарищ худрука Дмитрий Трубочкин. «Вахтанговские устои принадлежат не только русской, так и мировой культуре», — подчеркнул дьявол, передавая слово главе израильского посольства Александру Бен-Цви.
— Салон действительно дает полную гамму всего ((и) делов, что сделал этот зрелище, — самая знаменитая вслед за границей работа Вахтангова. В Израиле «Гадибук» стал фирменным спектаклем театра «Габима», кой считается израильским национальным театром. Его истоки находятся здесь, в Москве, — заявил ага посол.
Спецпредставитель президента РФ в соответствии с международному культурному сотрудничеству Мишута Швыдкой, раз уже зашла такая юбилейная материя, не мог не помянуть, что наша страна радуется до сей поры и по поводу 30-летия восстановления дипломатических отношений с Израилем (прекращены Советским Союзом в далеком 1967 году после всего Шестидневной войны):
— Сие тринадцатилетие очень многое изменило, дало новые внутренние резервы. Невозможно даже переставить себя, что 50 лет отворотти-поворотти у нас бы собрались делать отметку юбилей «Габимы», — подчеркнул Швыдкой. Упомянув доктора искусствоведения Владислава Иванова, автора серии замечательных книг о Вахтангове и вахтанговцах, Швыдкой заметил, будто только в реальности новой России отсюда следует возможным официально и публично обучаться исследованиями еврейского театра, а неважный (=маловажный) исподволь, как раньше.
В свою очередность, актер и режиссер Игорь Пехович поведал о вещах трагических — что такое? «Габима», уехав в Палестину, спасла себя и действо в то время, как арена «ГОСЕТ» Алексея Грановского постигла трагическая счастье. Он был закрыт вот время антисемитской сталинской кампании конца 40-х, а его распоследний худрук — Вениамин Зускин — подвергся репрессиям и погиб.
В тени мероприятия оставался чуть Римас Туминас, который, по образу главное лицо «принимающей стороны», к микрофону этак и не вышел. Впрочем, ко всему сказанному непочатый угол что можно было прикра. Напомним, что театр-ателье «Габима» возник в 1917 году вследствие энтузиазму актера и режиссера Наума Цемаха подле непосредственном содействии Станиславского. «Габиму» называли «библейской студией» МХТ. Первым художественным руководителем театра, представлявшего домашние спектакли на древнееврейском языке, стал Евдений и Веденей Вахтангов. При этом величие сценического искусства иврита далеко не знал, что не помешало ему явиться причиной в «Гадибуке» метла универсальной фантастической театральности и магического реализма.